Мелкие кражи в магазине — дело не новое. Сегодня данный тип воровства даже получил собственное название — шоплифтинг. Всё, что названо этим словом, относится к хулиганскому воровству, осуществляемому невооружённым человеком. Шоплифтинг распространяется на большие супер и гипермаркеты, в которых напрочь отсутствуют прилавки.
Магазинные кражи – шоплифтинг — особая разновидность воровства, при которой совершается невооружённое (бесконфликтное) хищение товара в магазинах розничной торговли.
В этом аспекте шоплифтингу противопоставляется вооружённый грабёж, хотя при задержке магазинных воров те могут оказывать сопротивление, в том числе вооружённое. Особенно уязвимы к этой разновидности воровства современные супермаркеты и гипермаркеты, не имеющие прилавков. Предшественником магазинных/розничных краж было лавочное и рыночное воровство, возникшее с появлением первых уличных рынков. Новое развитие данный феномен получил с распространением сетевой, крупномасштабной розничной торговли. С одной стороны, администрация различных розничных гигантов прекрасно осознаёт потенциальные убытки от воровства покупателей с открытых прилавков. С другой, она понимает, что вместе с тем имеется целый ряд сопутствующих факторов, компенсирующих потери от воровства. К примеру, типичные потери ритейлеров от индивидуальных краж составляют 1-2 % от годового оборота, причем более половины краж приходится на обслуживающий персонал. Именно поэтому магазинные кражи рассматриваются как своего рода издержка производства. Более того, возможность непосредственно контактировать с множеством товаров вызывает приступы импульс-шоппинга который компенсирует потери от воровства. Для профилактики розничного воровства компании применяют различные методы: использование противокражных систем, установка системы видеонаблюдения, ложных камер, охраны, визуальное слежение за покупателями, просьба к посетителям оставлять сумки при входе и т. д.
Потенциальным магазинным вором, также как и покупателем, может оказаться любой человек вне зависимости от возраста, класса, национальности и проч. В целом, однако, все они условно подразделяются на две группы. Первая и самая крупная — это любители-оппортунисты, то есть те, кто при случае не прочь украсть какой-либо товар для личного пользования/потребления. Вторая, это профессионалы — которые обычно специализируются на воровстве дорогих или ценных вещей с целью их перепродажи. Более детальный анализ выявляет следующие типы магазинных воров:
* воры-любители, воруют исключительно для личного потребления и в небольших количествах;
* оппортунисты, могут украсть при благоприятном стечении обстоятельств (к примеру, когда в магазине отключили неожиданно свет);
* клептоманы, т.е. обладатели необычной болезненной тяги к воровству;
* шоплифтеры, которые воруют ради игры, экстрима;
* наркоманы и бомжи, у которых нету денег, а какая-то вещи им жизненно необходима;
* профессионалы, которые тщательно подготавливаются к краже, не щадя ни времени ни сил.
Другая типология магазинных воров разделяет их на две категории: кто выносит товар из магазина и кто потребляет его прямо в торговом зале.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В СССР во времена Перестройки (1980-е годы) в СМИ много писали о несунах — работниках промышленных предприятий, выносивших (воровавших) со своего предприятия материальные ценности (сырьё, продукцию, средства производства…). В тот-же период американцы констатировали, что несуны у них малозначимы, зато в США остро стоит проблема магазинных краж.